пʼятниця, 13 жовтня 2017 р.

Товарищ Фараон, или почему при советах не читали Вебера


Макс Вебер, более известный широкой публике, как автор "Протестантская этика и дух капитализма", которой часто упрощенно объясняют преимущество в развитии протестантских стран – хотя лично у меня сложилось впечатление, что сам Вебер протестантов жалует не очень, но сейчас не об этом.

У него есть еще несколько фундаметальных трудов, например "Аграрная история Древнего мира", очень занимательное, хотя несколько сложноватое, чтиво. Так вот.
Дошел я до главы "Древний Египет" и немного подохренел. В общем, смысл такой, что Вебер считает (и доказывает), что хозяйство Египта (а точнее, Нового Царства, включая Птолмеев) - было никаким иначе, как СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ.
Только вот Вебер, как фактически современник и оппонент Маркса, от социализма был в восторге еще меньшем, чем от протестантов, и совершенно открыто и четко показывает, что все население долины Нила под властью фараонов – было РАБАМИ (хему). Включая воинов, писцов, строителей (не Пирамид, пирамиды были раньше), моряков, торговцев, ремесленников и прочих. ВСЕ.
Исключая жрецов, но там своя иерархия и тоже веселого мало (чистая тебе Компартия, хотя они тоже считались "рабами бога").
Ну не рабами в нашем утрированном представлении – ошейник-кандалы-плантация, а несвободными в той или иной степени, но несвободными однозначно.
Собственность на "средства производства"– у фараона (государства), "прописка" (серьезно!), демонстрации на Первое Мая  День разлива Нила, повсюду статуи в кепке и с бородкой, все другие страны - враги, денег нет (в смысле, вообще нет), куда прикажет Партия Фараон – туда и едешь "поднимать целину", рыть каналы и "от Фаюма до Васета мы проложим магистраль", и план по сдаче кунжута государству. Чистый тебе Совецкий союз, только жарко.

Ну тогда понятно, почему при советах Вебер был "под замком" – кому бы было интересно прочитать, что "первое в мире государство рабочих и крестьян" в точно такой же рабской форме – отнюдь не первое на этой планете...

1 коментар:

  1. уточнение: при Птолемеях деньги появились, но сути экономики это особо не изменило

    ВідповістиВидалити