Причиной к
написанию сей нОучной лекции, как выражается один мега-популярный ныне блоггер,
стало обсуждение в местных социальных сетях нового дизайна
Не-скажем-какой-газеты №1, которая в результате стала похожей на
прости-господи-дизайн Не-скажем-какой-газеты №2 (№1 и №2 – порядок упоминания,
а вовсе не рейтинг, от составления коего спаси нас Св.Гутенберг).
Причем речь идет
вовсе не о дизайне, как таковом – т.е., не о цветовых решениях (которые тоже, в
общем-то, сперли - уже у третьей стороны, но сейчас и не об этом тоже), не о
расположении элементов на странице (которое в местной интернет-прессе, за
редким исключением, не меняется уже лет десять) и даже не о шрифтах. Это все –
дело вкуса, процента дальтонизма как у дизайнера, так и у читателей, и, в конце
концов, их – дизайнера и читателей – личное дело (ну и еще немножечко
Заказчика, но кто ж его спрашивает!).
Речь о РЕКЛАМЕ
Реклама, помимо
того, что она, как известно – двигатель торговли, она еще и основной кормилец любого
издания (если, конечно, у издания нет бездонного кармана папы-олигарха, который
кормит издание с далекоидущей стратегией, которая выражается в трех основных
пунктах: «шоб було», «шоб влиять» и «шоб печатать агитацию на выборы»).
Ради нее, родимой,
ради рекламы – точнее, чтобы как можно больше «коммерЦов» горели желанием
разместить оную именно в вашем издании – журналисты и прочие фотокорреспонденты
корпят ночами, чешут усталую клавиатуру, лезут на згарища пожаров и часами
сидят на душных и скучных «аппаратках» в «коридорах власти». Чем интереснее
материал – тем больше его читают – тем дороже (и больше!) рекламы можно продать
на конкретной страничке материала и во всем издании в целом. Это понятно, да?
Банальные вещи, извините, но ключевое слово здесь «больше». Ради него, как
говорится – и писался весь абзац.
Больше рекламы,
еще больше рекламы, нам нужно чтобы ВСЕ было в рекламе!
Печатные издания
в этом вопросе давно ограничены – если не ошибаюсь, реклама может занимать не
более 25% печатной площади.
В
интернет-изданиях такого ограничения нет. Вот и имеем.. слева-справа в четыре
ряда, вот тут еще сверху парочку и шоб один большой еще ВСПЛЫВАЛ! Материал,
ради которого, собственно, вы и пришли на страничку издания – сиротливо ютится
где-то в уголке (иногда это не преувеличение, а так и есть), а все остальное
пространство заполнено мигающим, зовущим, завлекающим «купи», «позвони», «отдохни»,
«запишись». Баннерная вахканалия (с).
И, опять же, дело
даже не в количестве (ну надо зарабатывать!) и не в качестве (которое при таком
обилии просто обречено быть «вырви-глазным», иначе ваш баннер просто не
заметят), а в ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Если что-то
непонятно – смотри, как говорится, пункт первый. Коий гласит, что реклама что?
Правильно, двигатель торговли. А в торговле главное что? Правильно, продавать
больше, дороже, чаще, быстрее и с наименьшими, что важно, издержками – т.е,
ЭФФЕКТИВНЕЕ.
В условиях
довольно ограниченной (не в смысле умственно – о рекламе в Одноклассниках мы
здесь не будем, а в смысле количественно) аудитории, слабых, мягко говоря,
познаниях в рекламном (в самом общем смысле) деле познаниях у «коммерЦов»,
неприхотливых, опять же, потребителей и жадных (а шо делать!) до рекламных
бюджетов издателей рекламное дело в местной интернет-прессе и приобретает вид
«маємо-шо-маємо”.
В общем, как не
надо, мы более-менее разобрались. Поговорим, как надо? Или хотя бы как хотелось
бы.
Как хотелось бы, або желаю шобы
всем
Причем хотелось
бы не мне лично, и не рядовому читателю, потому что мы с ним, естественно,
хотели бы без рекламы вообще (правда, при этом не желая доплачивать за
подписку), но таковые наши желания оставят журналистов без хлебушка - значит,
этот вариант отметаем.
Итак, нам нужно
учесть три фактора, три стороны процесса и трех заинтересованных лиц. Чтобы ни
один из трех в результате не пострадал. Наша задача-максимум:
1.
Не
оставить журналистов без хлебушка, а значит, показывать много рекламы.
2.
Получить
максимальный эффект для рекламодателя («коммерЦа»), чтобы его реклама была как
можно более эффективной.
3.
Предотвратить
массовое вытекание белков со зрачками у аудитории, ибо а) зачем нам незрячая
аудитория б) ее и так мало, а она еще в) становится все более требовательной и
потихоньку мигрирует на другие издания, в которых «вырви-глазность» если не
отсутствует полностью, то хотя бы минимизирована. А миграция на другие издания
усложняет выполнение п.1, потому что «коммерЦ», согласно п.2 – хочет показывать
свою рекламу не только издателю с журналистом, а хотя бы паре тысяч наличиствующей
у издания аудитории.
Казалось бы, как
говорил небезызвестный Том Круз - «миссион импосибл», что в переводе со
слобожанского диалекта английского значит «Нихрена у вас не получится».
А вот и нет,
дорогой агент Итон, в смысле – а вот и да. В смысле – все реально, если, когда
уже ничего не помогает – прочитать Инструкцию.
Инструкция, или а как?
Инструкция эта
располагается по двум широко известным адресам в Интернете – google.com.ua
и yandex.ua. Можно долго устраивать
холивар (священную войну, бесконечный спор приверженцев двух противоположных
лагерей – есть такое расхожее интернет-словечко, хотя в истории это называлось
«контроверза»), какой из двух интернет-гигантов гигантистей, «зрада» ли
пользоваться Яндексом, и так далее и так далее, но есть сухая статистика:
Гуглем в Украине пользуется 70%, Яндексом – 30%.
Вопрос снят,
дайте два.
В смысле – если
вы «коммерц» и хотите для себя по п.2 эффективную рекламу, или вы журналист и
хотите себе хлебушка по п.1 – пользоваться нужно обеими.
Ежели вы просто
читатель, для вас тоже есть плюшка (тут я немного забегаю вперед) – Гугль
разрешает ставить только три своих рекламных блока на страницу, Яндекс – как бы
нет, можно и больше, но по итогу выясняется, что целесообразней всего тоже
ограничится 3-4 рекламными блоками – удельный доход выше.
О читатель!
Зайди на страницу
упомянутых в самом начале изданий №1-2, закрой на секунду глаза и представь,
что там всего СЕМЬ (!) рекламных блоков. Причем «вырви-глаз» исключен априори,
ни Гугль, ни Яндекс просто не пропустит «вахканальные» баннера, они дорожат
своей репутацией.
Семь, Карл. Семь баннеров.
На всю страницу! Ну ладно, восемь и еще один вот тут.. Но аккуратных и не
мигающих, как афиша, не к ночи будь помянутым, борделя-с!
Читателя убедили,
я надеюсь - поехали дальше.
А как же хлебушек!
Конечно, у
изданий прекратится поток живой налички прямо здесь и прямо сейчас, но,
во-первых, можно сэкономить на купюросчетной машине и на сейфе, а во-вторых –
сократить отдел рекламы - вот мы и нашли, кому будет хуже, но увы! Дело все
равно идет к этому, и кто первый встанет – того, как известно, и тапки. В
смысле – чем раньше начнет издание работать по-современному, тем быстрее
процесс сей выйдет на нормальную денежную стезю. Тем более, что процесс
получения комиссионных от обеих систем упрощается – как стараниями оных, так и
развитием платежного дела в целом. И, кстати, налоговую просьба не беспокоится
– все честно, а даже если где-то и нет или не совсем – то проверить налоговая
все равно не сможет, ручки-с коротки-с.
Плюс к этому
Гугль и Яндекс – глобальные системы, а следовательно – кроме местных
«коммерЦов», вы попадаете в «сетку вещания» ВСЕХ рекламодателей – включая хоть
Боинга с Самсунгом и Адидасом, буде им интересна ваша аудитория (а в
большинстве случаев это так и есть). Ну, например, Розетка вбухивает в
интернет-рекламу миллионы и миллионы – глупо было бы остаться в стороне от
дележа этого вкусного пирога.
Итак, вам просто
достаточно встроить в нужном месте нужный код – дальше рекламодатели найдут вас
сами, а вам останется сосредоточится на интересности материалов для повышения
посещаемости – а вот ее-то рекламодатели и будут брать в расчет, только уже не
с ваших слов, а с точных и беспристрастных счетчиков рекламных систем, которые
не обмануть и не купить.
Кто девушку кормит…
И, наконец, о
главном, без преувеличения, участнике всего этого процесса – Рекламодателе. Ибо
весь этот банкет за его счет, и он, естественно, хочет получить с этого свой
небольшой гешефт – и мы его в этом понимаем!
Тут в лекцию
нужно добавить немного теории.
Нескучная теория
На самом деле
видов рекламы в Интернете существует ДВА (на самом-самом – больше, но основных
– все равно два)
Это поисковая и
контекстно-медийная (КМС в Гугле, РСЯ в Яндексе).
Поисковая – это
та, которую вы видите, когда вводите в поисковике свой запрос.
«Купить
холодильник самсунг недорого в краматорске шоб холодил и не шумел»
И о чудо!
Вам поисковик
среди прочего набора букв показывает «Самсунг холодильник в Краматорске совсем
недорого. Отлично холодит и практически не шумит. Звоните! Сайт-такой-то, телефон,
адрес, и еще вот утюг у нас есть, вы недавно искали!»
Магия? Магия.
Или просто кто-то
озаботился статистикой запросов по городу Краматорск и окрестностям и выяснил,
что «самсунг-холодильник-не-шумит-холодит» спрашивали 154 раза и,
следовательно, если написать объявление с соответствующим текстом – то у нас
есть потенциальных 154 покупателя и а) поисковик покажет вам объявление,
которое максимально соответствует вашему запросу и б) вы с высокой вероятностью
кликните на него и перейдете на сайт рекламодателя, а там – глядишь, и продажа
состоится.
Понятно? Понятно.
Так вот это к рассматриваемого вопросу не относится, это было теоретическое
отступление, а нас в свете лекции интересует реклама именно которая КМС,
которая не кандидат-в-мастера-спорта, а Контекстно-Медийная-Сеть.
За этим слегка
мудреным названием стоит простая в своей гениальности схема:
А) наш Издатель встраивает на своем сайте небольшой кусочек кода и выделяет место под рекламу.
А) наш Издатель встраивает на своем сайте небольшой кусочек кода и выделяет место под рекламу.
Б) наш
Рекламодатель «загоняет в систему» (Гугля или Яндекса) свои объявления и
настраивает (нацеливает) свою рекламу по
1.
Географии
(привет, Краматорск!)
2.
местам
размещения (привет, Издатель!)
3.
интересам
аудитории (да, и Гугль и Яндекс за вами следят и собирают ваши интересы!)
4.
содержанию
страницы (ключевым словам)
Последний пункт
очень интересен и требует отдельного пояснения (я надеюсь, с первыми тремя все
и так понятно?).
Как это работает.
1.
Допустим,
Рекламодатель разместил (в системе, пока она еще там и нигде не показывается)
рекламу холодильников.
2.
Издатель
написал статью о рыбалке, в котором есть фраза «… пойманную рыбу положите в
холодильник…»
3.
Статью
читает посетитель сайта, который подходит под категорию потенциальных
покупателей холодильников.
БЗДЫЩ! На
отведенном месте на определенной статье определенному посетителю показывается
именно ТО, что он (возможно) собирался купить.
А если подойти к делу более тщательно, и настроить на аудиторию рыбаков, которые читают о рыбалке – вероятность взаимодействия возрастает в разы, и реклама показывается не абы-где и не абы-кому, а в нужное время в нужном месте.
А если подойти к делу более тщательно, и настроить на аудиторию рыбаков, которые читают о рыбалке – вероятность взаимодействия возрастает в разы, и реклама показывается не абы-где и не абы-кому, а в нужное время в нужном месте.
Все это очень
утрировано, конечно, и на самом деле работает намного сложнее (и точнее в
смысле попадания в аудиторию, что важно!), но общий смысл приблизительно таков.
Не нужно больше
стремиться попасть обязательно на первую страницу, не нужно завлекать
«вырви-глазом» - система САМА донесет ваш рекламный месседж до нужной
аудитории, что, как мы определились выше – и есть смысл рекламного дела в самом
общем смысле.
…Тот ее и танцует
Итак, мы определились с выгодами для всех трех
участников процесса.
1.
Издатель
получает стабильный доход, который не зависит от успехов его отдела рекламы, а
только от посещаемости (ну и вообще рейтинга) его ресурса.
2.
Посетитель
сайта получает аккуратный (более-менее) внешний вид сайта, с объявлениями,
которые могут быть ему действительно интересны.
3.
И
наконец, Рекламодатель получает мощнейший и гибкий механизм (абсолютно
контролируемый по количественным и качественным показателям, кстати), который
может использовать для продвижения своих товаров-тире-услуг
нужной-тире-заинтересованной аудитории.
Ура, ура, все в
выигрыше, почему же это до сих пор не так?
Вы, наши дорогие
рекламодатели, издатели и читатели – можете ответить на этот вопрос?
Фундаментальный труд! Удовлетворительное знание вопроса. Приличное изложение.
ВідповістиВидалитиНо, как показывает наличие интереса публики к этой писанине -
не такой уж ТЫ крутой, Андрей Дворжак!
Немного перефразируя: НЕ СОТВОРИ В СЕБЕ КУМИРА.
Всё-равно, желаю удачи, спуститься на землю, тогда признание и всенародная любовь и придет к ТЕБЕ.
Спасибо за комментарий, особенно, если учесть, что я не Андрей
ВідповістиВидалити