неділя, 29 вересня 2013 р.

Как стать копирайтером?

Предполагается, что писать Вы умеете.
Поэтому поговорим о технической стороне дела: как превратить свое умение в профессию.

Финансы

Первым делом Вам нужен счет (карточный) – место, куда будут стекаться ручейки Ваших заработков, и откуда Вы непосредственно и будете получать деньги. В Украине в этом плане вне конкуренции – Приватбанк: распространенность карточек и удобство клиент-банка «Приват24» - выше всяких похвал. Естественно, лучше открыть отдельную карту, а не светить в Сети зарплатную или кредитную. Карта должна быть на Ваше имя.
Поскольку большая часть заказчиков у Вас будет, скорее всего, из России – необходимо средство получения денег от них. Самый распространенный – Webmoney, за ним со значительным отрывом идут Яндекс.Деньги. Лучше открыть счета в обеих системах, причем
по максимуму идентифицировать себя: обязательно настоящее имя, фамилия, сканы паспорта, привязка карточки и т.д. Без этого всего («Формальный аттестат») у Вас просто не будет возможности выводить «титульные знаки» (которые не являются настоящими деньгами) в область реальных денег, которые можно тратить – на карту или в наличные.
Ситуация с Webmoney в Украине, которая сложилась сейчас – не может продолжаться долго, и, скорее всего, ближайшее время разрешится. Пока что существуют «обходные» пути вывода, а проще всего – присоседится к какому-то опытному копирайтеру и «прицепом» с ним выводить деньги.
Кроме двух лидеров, существует еще множество платежных систем: например, Qiwi, Skrill, Payonner и т.д. Не поленитесь – откройте аккаунты в каждой, привяжите карточки,
идентифицируйтесь и т.д. Нет повести печальнее на свете, чем потеря клиента из-за того, что он хочет заплатить Вам через Qiwi, а Вы не имеете там счета. В данном случае Вы должны подстраиваться под Заказчика, а не он под Вас, Вы должны предоставить ему возможность платить любым удобным для него способом – иначе он моментально найдет кого-то другого, у кого нет проблем с приемом платежей в любой системе.
Разузнайте о доступных системах переводов и их комиссионных: Western Union, MIGOM, Contact, СОФТ и т.д – Вы должны быть готовы моментально согласиться или отказаться от предложенного способа – ждать, пока Вы наведете справки – никто не будет.

Связь

Откройте аккаунты во всех возможных системах мгновенного обмена сообщениями: Skype, ICQ, GoogleTalk (Hangouts), facebook messenger. Заведите себе телефон (отдельный, особо важно – не привязанный к банковским картам), который можете смело давать Заказчику (в обмен на его, разумеется) – это здорово повышает доверие (хотя и приемлемо только для той же страны, в которой находитесь и Вы, и Заказчик). Установите на телефон приложения вышеупомянутых сервисов – полноценное общение не получится, но оперативно реагировать Вы, по крайней мере, сможете.
Назовитесь в сервисах так, чтобы Заказчик не парился – откуда у него «Супермен2013» или «Киска1993» в контактах. Если Вы уж попали в контакты Заказчика - он должен видеть, что Вы – копирайтер, и как Вас, черт возьми, зовут. Поэтому, например, «Вадим [копирайт] Киев» - будет лучше всего.
Откройте специальный почтовый ящик с простым именем, желательно совпадающим с именем в Skype-ICQ-FB. Если Вы хотите назваться «Молния из Небраски» - ради Бога, называйтесь, но добавьте все-таки, что «Молния» имеет отношение к копирайтингу.
Отвечайте на сообщения, будьте на связи, не пропадайте!!

Биржа

Бирж, на которых можно найти работу существует великое множество. Из основных надо выделить free-lance.ru, prohq.ru, advego.ru, text.ru, freelansim.ru
Зарегистрируйтесь на всех, и регулярно их посещайте. Один из моментов, на которые обращает внимание Заказчик: «трудовой стаж» (дата регистрации) и время последнего посещения. Кстати, на эти же моменты стоит обратить внимание и Вам – заказчик с резюме «на сайте меньше месяца», без отзывов и «был на сайте 14 дней назад» - скорее всего, плохой Заказчик.
Биржи организованы по-разному, но смысл везде приблизительно один и тот же: Заказчик размещает проект, Вы подаете заявку, Заказчик рассматривает предложенные кандидатуры и выбирает Исполнителя.
Поэтому очень важно наличие

Портфолио

Если у Вас есть публикации в серьезных изданиях – не стесняйтесь, выкладывайте сканы/ссылки. Если публикации в несерьезных изданиях – выкладывайте тоже. Вряд ли Заказчик ждет от Вас статей в Нью-Йоркере или Гвардиан - «Хлебороб Житомирщины» тоже подойдет.
Если у Вас нет публикаций – сделайте. Не в том смысле, конечно, что приклейте к распечатанному тексту логотип журнала Тайм и сфотографируйте на телефон – а в том, что выложите свои тексты, которые Вы когда-то для чего-то писали, пусть даже специально написанные для портфолио. В целях безопасности, естественно – лучше выложить скан куска текста, а не сам документ Ворд – воровство в Интернете еще никто не победил.
Заказчику важно не Ваши регалии, а манера и стиль Вашего письма. По этой же причине не выкладывайте чужие тексты – большинство заказчиков в состоянии отличить написанное разными людьми, а обман Заказчика – последнее, что Вы увидите, прежде чем он исчезнет навсегда.
Постоянно следите за своим портфолио, пополняйте его, украшайте и приводите в порядок. Это – Ваша витрина. Если Вы продали очередной текст – дождитесь его публикации, смело сканируйте и не менее смело выкладывайте в свое портфолио. Если Вы еще сопроводите скан ссылкой на место публикации – благодарны Вам будут и предыдущий, и будущий заказчики.
Содержать все портфолио на всех биржах – довольно утомительное занятие, поэтому очень желательно иметь

Сайт

Обыкновенная визитка-одностраничник со ссылками на Ваши аккаунты на биржах, коротким вступительным словом, портфолио (!) и способами связи. Купите домен, попросите знакомую веб-студию «по бартеру» сделать Вам приличный сайтик (или сделайте его сами).
Это, опять же, значительно повышает уровень доверия к Вам и возможность случайного нахождения Вас Заказчиком помимо бирж. Да и объяснять потенциальному заказчику – я копирайтер, смотрите меня на writer.antz4.com – гораздо проще и результативней.

Мечта копирайтера

 - найти постоянного Заказчика. Периодические заработки на бирже, пусть даже за высокую цену – хорошо, но постоянную загрузку, и, следовательно, стабильный доход Вам сможет дать только постоянный Заказчик. В Сети существует прослойка «агентов» (импрессарио), которые собирают большое количество заказов, и потом раздают их по своим «работникам». Да, он будет на Вас зарабатывать. Да, без него Вы продали бы текст не за 25 рублей за 1000 знаков без пробелов, а за 80. Но лучше 10 текстов по 25, чем один за 80. Впрочем – это личное дело каждого.

Цена

Поскольку основная масса заказчиков – из России, валюта этой отрасли – российский рубль. Цена устанавливается за 1000 знаков без пробелов – в MS Word есть специальная команда «Статистика». Выведите ее в Ленту, в панель Быстрого доступа – она Вам будет нужна очень часто.
Скорее всего, Вам сначала предложат работу за 20-25 руб/1000 знбп (знаков без пробелов). Соглашайтесь. Предложат за 40 – хорошо. За 70 – еще лучше. Набирайтесь опыта, набивайте руку, втягивайтесь в работу. Потом будете выбирать.
Если предложат за 10 или за 1500 – лучше откажитесь. В первом случае заплатят, но это не окупит даже износ клавиатуры, а во втором – скорее всего, «кинут». Поэтому тщательно выбирайте Заказчика.
Торгуйтесь. Если уже начали диалог з Заказчиком (и при этом в заявке не была указана четкая цена) – скорее всего, Вам удастся выторговать 5-10 рублей на 1000 знбп. У заказчика, как правило, есть запас по цене. Но не перестарайтесь. Вы, конечно, гений – но скорее всего, 22131-й в списке таких же гениев.

Требуйте ТЗ (техзадание)

Чтобы не получилось, что Заказчик хотел одно, а Вы поняли совершенно другое – требуйте ТЗ, в котором попросите четко изложить требования к тексту: тема, объем, разбивка на абзацы, сроки выполнения, стоимость. Это позволит избежать недопонимания и напрасной работы, а также – что хуже всего – разрыва с Заказчиком. Если тип текста

SEO-текст

-  ТЗ должны быть указаны «ключи» (ключевые слова), место их расположения, возможность изменения (склонения). SEO-текст – особый вид текста, в котором литературное качество часто приносится в жертву механическому монстру: роботу-поисковику, который будет индексировать ссылки, скрытые под вставленными Вами «ключами». Как именно это происходит – Вам знать не обязательно, важно знать, что ключ «купить цветы в Новосибирске зимой» - должен быть вписан четко в обозначенное место, без изменений и при этом так, чтобы читающий человек(!) не споткнулся о построенное Вами предложение.

Уникальность

Один из важнейших показателей качества Вашей работы. Не воруйте чужие тексты – это легко проверяется. Не воруйте даже предложения – это заметят. Перепишите, изложите своими словами, введите нестандартные обороты – это повлияет на качество.
Скачайте себе программу Advego Plagiatus (и следите за выходом новых версий). Проверяйте «глубокой проверкой», исправляйте «подсвеченное» и не спорьте – если у Вас показывает 100% уникальности, а Заказчик говорит Вам, что 15% - значит, так оно и есть. Исправляйте.
Избегайте стереотипных, штампованных фраз. Пишите свободно, от себя. Только уникальные тексты котируются на рынке.
О проверке уникальности: http://advego.ru/blog/read/faq_plagiatus/1298909

Сдача работы

Сдавайте в срок. Болезнь, наводнение, отсутствие Интернета, неприход вдохновения – Ваши проблемы. У Заказчика есть свои сроки, и «просрачивание», как говорил один мой знакомый – скорее всего, приведет к отказу от Ваших услуг без какой-либо компенсации.
Выполняйте ТЗ буквально. Заказчик его не зря писал, и «мне кажется – так будет лучше» - для него совершенно не аргумент.
Оформляйте работу аккуратно, давайте файлам понятные названия. Рассчитайте стоимость своей работы и предъявите счет с указанием количества тысяч, стоимостью и общей суммой к оплате, напомните номер карты, кошелька в Вебмани или Яндекс.Деньгах.

Пишите каждый день

Даже если нет заказов – пишите «в стол». На разные темы. Выкладывайте отрывки в портфолио, копите для будущих заказов, продавайте на биржах текстов (например, TextSale.ru)
Удачи Вам!


Немає коментарів:

Дописати коментар