Поэтому поговорим
о технической стороне дела: как превратить свое умение в профессию.
Финансы
Первым делом Вам
нужен счет (карточный) – место, куда будут стекаться ручейки Ваших заработков,
и откуда Вы непосредственно и будете получать деньги. В Украине в этом плане
вне конкуренции – Приватбанк: распространенность карточек и удобство
клиент-банка «Приват24» - выше всяких похвал. Естественно, лучше открыть
отдельную карту, а не светить в Сети зарплатную или кредитную. Карта должна
быть на Ваше имя.
Поскольку большая
часть заказчиков у Вас будет, скорее всего, из России – необходимо средство
получения денег от них. Самый распространенный – Webmoney, за ним со значительным отрывом идут Яндекс.Деньги. Лучше открыть счета в
обеих системах, причем
по максимуму идентифицировать себя: обязательно
настоящее имя, фамилия, сканы паспорта, привязка карточки и т.д. Без этого
всего («Формальный аттестат») у Вас просто не будет возможности выводить «титульные
знаки» (которые не являются настоящими деньгами) в область реальных денег,
которые можно тратить – на карту или в наличные.
Ситуация с Webmoney в Украине, которая сложилась сейчас – не может
продолжаться долго, и, скорее всего, ближайшее время разрешится. Пока что
существуют «обходные» пути вывода, а проще всего – присоседится к какому-то
опытному копирайтеру и «прицепом» с ним выводить деньги.
Кроме двух
лидеров, существует еще множество платежных систем: например, Qiwi, Skrill, Payonner и т.д. Не поленитесь – откройте аккаунты в каждой, привяжите карточки,
идентифицируйтесь и т.д. Нет повести печальнее на свете, чем потеря клиента из-за того, что он хочет заплатить Вам через Qiwi, а Вы не имеете там счета. В данном случае Вы должны подстраиваться под Заказчика, а не он под Вас, Вы должны предоставить ему возможность платить любым удобным для него способом – иначе он моментально найдет кого-то другого, у кого нет проблем с приемом платежей в любой системе.
идентифицируйтесь и т.д. Нет повести печальнее на свете, чем потеря клиента из-за того, что он хочет заплатить Вам через Qiwi, а Вы не имеете там счета. В данном случае Вы должны подстраиваться под Заказчика, а не он под Вас, Вы должны предоставить ему возможность платить любым удобным для него способом – иначе он моментально найдет кого-то другого, у кого нет проблем с приемом платежей в любой системе.
Разузнайте о
доступных системах переводов и их комиссионных: Western Union, MIGOM, Contact, СОФТ и т.д –
Вы должны быть готовы моментально согласиться или отказаться от предложенного
способа – ждать, пока Вы наведете справки – никто не будет.
Связь
Откройте аккаунты
во всех возможных системах мгновенного обмена сообщениями: Skype, ICQ, GoogleTalk (Hangouts), facebook messenger. Заведите
себе телефон (отдельный, особо важно – не привязанный к банковским картам),
который можете смело давать Заказчику (в обмен на его, разумеется) – это здорово
повышает доверие (хотя и приемлемо только для той же страны, в которой
находитесь и Вы, и Заказчик). Установите на телефон приложения вышеупомянутых
сервисов – полноценное общение не получится, но оперативно реагировать Вы, по
крайней мере, сможете.
Назовитесь в
сервисах так, чтобы Заказчик не парился – откуда у него «Супермен2013» или «Киска1993»
в контактах. Если Вы уж попали в контакты Заказчика - он должен видеть, что Вы –
копирайтер, и как Вас, черт возьми, зовут. Поэтому, например, «Вадим [копирайт]
Киев» - будет лучше всего.
Откройте
специальный почтовый ящик с простым именем, желательно совпадающим с именем в Skype-ICQ-FB. Если Вы хотите назваться «Молния из Небраски» -
ради Бога, называйтесь, но добавьте все-таки, что «Молния» имеет отношение к
копирайтингу.
Отвечайте на сообщения,
будьте на связи, не пропадайте!!
Биржа
Бирж, на которых
можно найти работу существует великое множество. Из основных надо выделить free-lance.ru, prohq.ru, advego.ru, text.ru, freelansim.ru
Зарегистрируйтесь
на всех, и регулярно их посещайте. Один из моментов, на которые обращает
внимание Заказчик: «трудовой стаж» (дата регистрации) и время последнего
посещения. Кстати, на эти же моменты стоит обратить внимание и Вам – заказчик с
резюме «на сайте меньше месяца», без отзывов и «был на сайте 14 дней назад» -
скорее всего, плохой Заказчик.
Биржи
организованы по-разному, но смысл везде приблизительно один и тот же: Заказчик
размещает проект, Вы подаете заявку, Заказчик рассматривает предложенные
кандидатуры и выбирает Исполнителя.
Поэтому очень
важно наличие
Портфолио
Если у Вас есть
публикации в серьезных изданиях – не стесняйтесь, выкладывайте сканы/ссылки.
Если публикации в несерьезных изданиях – выкладывайте тоже. Вряд ли Заказчик
ждет от Вас статей в Нью-Йоркере или Гвардиан - «Хлебороб Житомирщины» тоже
подойдет.
Если у Вас нет
публикаций – сделайте. Не в том смысле, конечно, что приклейте к распечатанному
тексту логотип журнала Тайм и сфотографируйте на телефон – а в том, что
выложите свои тексты, которые Вы когда-то для чего-то писали, пусть даже
специально написанные для портфолио. В целях безопасности, естественно – лучше выложить
скан куска текста, а не сам документ Ворд – воровство в Интернете еще никто не
победил.
Заказчику важно
не Ваши регалии, а манера и стиль Вашего письма. По этой же причине не
выкладывайте чужие тексты – большинство заказчиков в состоянии отличить
написанное разными людьми, а обман Заказчика – последнее, что Вы увидите,
прежде чем он исчезнет навсегда.
Постоянно следите
за своим портфолио, пополняйте его, украшайте и приводите в порядок. Это – Ваша
витрина. Если Вы продали очередной текст – дождитесь его публикации, смело
сканируйте и не менее смело выкладывайте в свое портфолио. Если Вы еще
сопроводите скан ссылкой на место публикации – благодарны Вам будут и предыдущий,
и будущий заказчики.
Содержать все
портфолио на всех биржах – довольно утомительное занятие, поэтому очень
желательно иметь
Сайт
Обыкновенная
визитка-одностраничник со ссылками на Ваши аккаунты на биржах, коротким
вступительным словом, портфолио (!) и способами связи. Купите домен, попросите
знакомую веб-студию «по бартеру» сделать Вам приличный сайтик (или сделайте его
сами).
Это, опять же,
значительно повышает уровень доверия к Вам и возможность случайного нахождения
Вас Заказчиком помимо бирж. Да и объяснять потенциальному заказчику – я копирайтер,
смотрите меня на writer.antz4.com – гораздо проще и результативней.
Мечта копирайтера
- найти постоянного Заказчика. Периодические
заработки на бирже, пусть даже за высокую цену – хорошо, но постоянную
загрузку, и, следовательно, стабильный доход Вам сможет дать только постоянный
Заказчик. В Сети существует прослойка «агентов» (импрессарио), которые собирают
большое количество заказов, и потом раздают их по своим «работникам». Да, он
будет на Вас зарабатывать. Да, без него Вы продали бы текст не за 25 рублей за
1000 знаков без пробелов, а за 80. Но лучше 10 текстов по 25, чем один за 80.
Впрочем – это личное дело каждого.
Цена
Поскольку
основная масса заказчиков – из России, валюта этой отрасли – российский рубль.
Цена устанавливается за 1000 знаков без пробелов – в MS Word есть специальная команда «Статистика». Выведите ее в Ленту, в панель
Быстрого доступа – она Вам будет нужна очень часто.
Скорее всего, Вам
сначала предложат работу за 20-25 руб/1000 знбп (знаков без пробелов).
Соглашайтесь. Предложат за 40 – хорошо. За 70 – еще лучше. Набирайтесь опыта,
набивайте руку, втягивайтесь в работу. Потом будете выбирать.
Если предложат за
10 или за 1500 – лучше откажитесь. В первом случае заплатят, но это не окупит
даже износ клавиатуры, а во втором – скорее всего, «кинут». Поэтому тщательно
выбирайте Заказчика.
Торгуйтесь. Если
уже начали диалог з Заказчиком (и при этом в заявке не была указана четкая
цена) – скорее всего, Вам удастся выторговать 5-10 рублей на 1000 знбп. У заказчика,
как правило, есть запас по цене. Но не перестарайтесь. Вы, конечно, гений – но скорее
всего, 22131-й в списке таких же гениев.
Требуйте ТЗ (техзадание)
Чтобы не
получилось, что Заказчик хотел одно, а Вы поняли совершенно другое – требуйте ТЗ,
в котором попросите четко изложить требования к тексту: тема, объем, разбивка
на абзацы, сроки выполнения, стоимость. Это позволит избежать недопонимания и
напрасной работы, а также – что хуже всего – разрыва с Заказчиком. Если тип
текста
SEO-текст
- ТЗ должны быть указаны «ключи» (ключевые
слова), место их расположения, возможность изменения (склонения). SEO-текст – особый вид текста, в котором литературное
качество часто приносится в жертву механическому монстру: роботу-поисковику,
который будет индексировать ссылки, скрытые под вставленными Вами «ключами».
Как именно это происходит – Вам знать не обязательно, важно знать, что ключ «купить
цветы в Новосибирске зимой» - должен быть вписан четко в обозначенное место,
без изменений и при этом так, чтобы читающий человек(!) не споткнулся о
построенное Вами предложение.
Уникальность
Один из важнейших
показателей качества Вашей работы. Не воруйте чужие тексты – это легко
проверяется. Не воруйте даже предложения – это заметят. Перепишите, изложите
своими словами, введите нестандартные обороты – это повлияет на качество.
Скачайте себе
программу Advego Plagiatus (и следите за выходом новых версий). Проверяйте «глубокой проверкой»,
исправляйте «подсвеченное» и не спорьте – если у Вас показывает 100%
уникальности, а Заказчик говорит Вам, что 15% - значит, так оно и есть.
Исправляйте.
Избегайте
стереотипных, штампованных фраз. Пишите свободно, от себя. Только уникальные
тексты котируются на рынке.
О проверке уникальности: http://advego.ru/blog/read/faq_plagiatus/1298909
О проверке уникальности: http://advego.ru/blog/read/faq_plagiatus/1298909
Сдача работы
Сдавайте в срок.
Болезнь, наводнение, отсутствие Интернета, неприход вдохновения – Ваши проблемы.
У Заказчика есть свои сроки, и «просрачивание», как говорил один мой знакомый –
скорее всего, приведет к отказу от Ваших услуг без какой-либо компенсации.
Выполняйте ТЗ
буквально. Заказчик его не зря писал, и «мне кажется – так будет лучше» - для
него совершенно не аргумент.
Оформляйте работу
аккуратно, давайте файлам понятные названия. Рассчитайте стоимость своей работы
и предъявите счет с указанием количества тысяч, стоимостью и общей суммой к
оплате, напомните номер карты, кошелька в Вебмани или Яндекс.Деньгах.
Пишите каждый день
Даже если нет
заказов – пишите «в стол». На разные темы. Выкладывайте отрывки в портфолио,
копите для будущих заказов, продавайте на биржах текстов (например, TextSale.ru)
Удачи Вам!
Немає коментарів:
Дописати коментар