вівторок, 2 квітня 2013 р.

Гришковец, Война и Дрезден

В моноспектакле Евгения Гришковца (кажется, в "Одновременно", но не суть) есть такой момент: мол, стою перед Моной Лизой, всю жизнь мечтал увидеть, а - ничего не чувствую. Хороший эпизод, реальный и очень правильный. Но дело не в нем.
Где-то в интервью Гришковец рассказывал, что в первоначальном варианте было не о Париже, Лувре и Джоконде, а о Дрездене, Альтмейстер Галлерее и Сикстинской Мадонне. (Кстати, именно на ней я и проверил вот это "мечтал-увидел-не чувствую", но сейчас опять же не об этом).
Это, кстати, логичнее- в Дрезден, который ГДР, советский человек мог попасть еще кое-как, а уж Лувр был в плане попадания на уровне Марса.
Но, мол, англичане-американцы не понимали, о чем речь, когда слушали спектакль. Не знают они, какой-такой Дрезден, и какая-такая Сикстинская Мадонна. Оно тоже понятно - это для нас она была чуть ли не единственным доступным (с вышеприведенными оговорками) шедевром Рафаэля, как и Даная Рембрандта. Да еще и прославленная в рамках СССР знаменитым вопросом в "Что-где-когда" про "шесть пальцев" Папы Сикста (пять там пальцев- я специально смотрел). А американцы-англичане вот не знают! И это тоже, в общем-то понятно, и не стоит спешить с выводами о "некультурности" англичан: у нас тоже вряд ли кто без специального образования перечислит с ходу пять картин Уильяма Тернера или без карты объяснит, где находится Ковентри.
Ковентри я, кстати, не зря упомянул. Высокообразованный, культурнейший, умничка и вообще европеец в лучшем смысле этого слова Гришковец знаете, как объяснил англичанам (американцам)?
-Вы же его (Дрезден, не Ковентри) разбомбили в войну!
Я сейчас не хочу обсуждать "разбомбили-не разбомбили", "нужно было-не нужно было", речь опять не об этом.
Я о Маркере. То есть вот, Война- это для нас такой огромный Маркер, который накладывается абсолютно на все! Дрезден, Гете, Фраункирхе, Балкон Европы- это все понятно, но Главный Маркер - разбомбили в Войну.
Когда мы говорим "война" - мы однозначно говорим об определенной Войне.
Эльба - Встреча на Эльбе
Дрезден- разбомбили
Нюрнберг- трибунал
Волгоград- Сталинград
Рейхстаг- вообще без разговоров и без вариантов
Мы ЖИВЕМ на Войне. До сих пор. Нет, Боже упаси, я не призываю забыть, или не знать о бомбежке Дрездена. Помнить, конечно. Знать и помнить. Но не жить ТАМ.
Я завидую англичанам. Не вообще и не всем, а вот в данном конкретном случае: они победили на той Войне. Победили и пережили. И живут СЕЙЧАС.
А мы- воюем. С кем-то.. Все. Даже Гришковец. А такой умничка...


9 коментарів:

  1. Думаю, что не совсем так. Можно же просто много знать, всем интересоваться, все успевать, все прочувствовать. Ну не все, но многое. Не спать. Пример. Экскурсовод - гордая итальянка показывает родную Флоренцию и походя задает как бы каверзные вопросы типа: а знаете кто в этом храме похоронен?, потом, а сколько лет прожил?,а что за этим углом? а кто режиссер? и т.д. и т.д. И к ее большому удивлению я вот беру и правильно отвечаю на все без исключения уже покатившиеся бесчисленные вопросы по всему маршруту. Тогда она нервно смеется и говорит, что я или шпион или экскурсовод. Во Флоренции я никогда до этого не был. Но и я был удивлен. Я был удивлен именно тем, что для нее мои познания удивительное дело. Для меня же заурядный порядок вещей.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. ну это безусловно, но я хотел сказать немного о другом. Мы слишком(!) многое видим через призму Войны. И ассоциируем не с Гете, а с бомбежкой. В первую очередь. А уже потом- с Гете

      Видалити
  2. Но война сильнее Гёте. Несоизмеримо сильнее.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. вообще или местом в сознании?

      Видалити
    2. Хемингуэй, добровольно участвовал в войнах. Не хотелось ему просто жить. Можно быть частью населения какой-то страны, а можно быть её гражданином или вовсе частью вселенной. Ну или хотя бы не быть поверхностным невежей.

      Видалити
    3. участие в войне - необходимое условие гражданства? Хайнлайна перечитали?;)
      Хемингуэй УЧАСТВОВАЛ в войнах, а не ЖИЛ ИМИ после окончания.
      Adieu aux arms.
      А мы никак не можем проститься

      Видалити
  3. Как же ж это он не жил ими? Дубовый что ли? Это же как? Походя по-хозяйски с единственной жизнью, повоевал, забыл и сплюнул. Война не праздник, но извините, как и Париж - ВСЕГДА с тобой. К слову Эрнест не тихо скончался. Участвовать вовсе не обязательно. Во всяком случае не верю, что в порядочном обществе, короткая память может вызывать искреннее уважение.

    ВідповістиВидалити
  4. ну так- не жил: Прощай, оружие!
    Кто говорит о "короткой памяти" - Вы внимательно читали написанное? Речь идет об ЕДИНСТВЕННОЙ памяти, которая существует, мы НИЧЕГО БОЛЬШЕ, кроме Войны, не знаем, не помним и не хотим знать
    "Посттравматический синдром", переданный уже через несколько поколений
    Или поддерживаемый искусственно?

    ВідповістиВидалити
  5. Прощай оружие - и есть "Посттравматический синдром" . Мы это кто? Сейчас уже мало кто вообще что-то знает и соображает, не то, что живет чем то. Живут понатыканные символы (танки с самолетами) до сих пор и массово.

    ВідповістиВидалити